Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).
Деятельность университета в области качества направлена на подготовку и внедрение методических рекомендаций, способствующих повышению качества организации учебного процесса, разработку и реализацию мероприятий, направленных на оценку качества, улучшение, модернизацию учебного процесса, сбор и анализ обратной связи от обучающихся, преподавателей и работодателей с целью соответствия стандартам и показателям качества.
Качество образования - это взаимосвязанная структура, состоящая из трех главных компонентов: качество результата, качество процесса, качество условий. Качество каждого компонента влияет на качество других. Таким образом, идет взаимообратный процесс в целях повышения качества всей системы образования.
Основные принципы системы оценки качества образования Университета сервиса:
- последовательность действий, объективность и реалистичность принимаемых решений, обеспечиваемые единой системой критериев и показателей оценки;
- преемственность оценки качества подготовки на всех уровнях и этапах организации и реализации образовательного процесса;
- определение и привлечение квалифицированных лиц, подтверждающих свою компетентность соответствующим образованием, подготовкой и (или) опытом, обеспечивающих высокие результаты деятельности и результативность системы оценки качества образования;
- полнота информации о деятельности Университета сервиса, обеспечиваемая за счет систематического проведения внутренней и внешней оценок качества образования;
- объективное, актуальное и доступное информирование заинтересованных лиц о деятельности Университета сервиса, обеспечиваемое размещением информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте университета в сети Интернет;
- обоснованность принятия управленческих решений, корректирующих и предупреждающих действий по результатам оценки качества подготовки.
Задачи системы оценки качества образования Университета сервиса:
- установление степени соответствия основных образовательных программ (ООП) требованиям ФГОС, профессиональных стандартов (при наличии), а также потребностям физического и (или) юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность;
- установление степени достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП, а также систематическое повышение качества их подготовки, в том числе повышения мотивации обучающихся к успешному освоению ООП;
- оценка степени эффективности используемых методик и технологий обучения;
- осуществление своевременных корректирующих действий, направленных на совершенствование образовательной деятельности, в том числе совершенствование ООП, на повышение качества подготовки обучающихся Университета сервиса при выявлении несоответствий, в том числе связанных с претензиями, полученными от участников образовательных отношений, а также от работодателей и (или) их объединений;
- формирование единого понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;
- информирование заинтересованных стейкхолдеров о качестве образования;
- повышение конкурентоспособности ООП, реализуемых Университетом сервиса;
- обеспечение руководящих органов и работников университета достоверной и своевременной информацией, необходимой, в том числе для принятия управленческих решений на основе актуализированных данных о состоянии федерального законодательства сферы образования, мониторинга и анализа информации по вопросам качества образования.
Система оценки качества:
- Внешняя оценка качества
- Внутренняя оценка качества
Внешняя оценка качества образования – оценочная процедура, осуществляемая с привлечением незаинтересованных в результатах оценки лиц, в том числе представителей профильных организаций и предприятий, или с использованием оценочных технологий и средств, разработанных незаинтересованными лицами или организациями, в отношении образовательной деятельности университета, реализуемых им образовательных программ и подготовки обучающихся в целях определения соответствия предоставляемого образования нормативным требованиям.
Внутренняя оценка качества образования – осуществляемая университетом деятельность, включающая в себя систему мероприятий, направленных на реализацию организационных, диагностических и оценочных правил и процедур, результатом которой является определение степени соответствия содержания образовательной деятельности, ее ресурсного обеспечения и образовательных результатов нормативным требованиям, ожиданиям работодателей и потребителей образовательных услуг.
Контроль качества образования
Контроль качества образования осуществляется посредством мониторинга результатов реализации образовательных программ, внутренней и внешней экспертизы качества образовательной деятельности, проведения процедур контроля качества подготовки обучающихся, разработки мероприятий (планов, дорожных карт) по совершенствованию и стратегии развития образовательных программ.
В рамках мониторинга качества образования проводятся опросы:
- обучающихся и преподавателей об удовлетворённости условиями обучения по образовательной программе и преподавательской деятельности по образовательной программе
- обучающихся о качестве преподавания и организации учебного процесса
- работодателей о качестве образования выпускников по образовательным программам Университета сервиса.
По результатам проведенных опросов, самообследований, и других оценочных мероприятий организуется работа по учету рекомендаций аккредитующих организаций.